среда, 4 августа 2010 г.

О том как боролись за чистый воздух в Японии и какие гаджеты сопровождали эту борьбу

Последние недели жара и дым не дают нам спать. Кому-то может показаться, что мы все переживаем настоящий апокалипсис, но если взглянуть всего на несколько десятков лет назад, мы увидим, что проблема не нова и с ней даже умудрялись успешно бороться (не с дымом, но за чистый воздух).

Выдержка из реферата про историю борьбы за воздух в Японии
Проблема чистого воздуха остро встала перед Токио в результате быстрого роста экономики, нередко сопровождавшегося нарушением всяких санитарных норм.
В японской столице принимались меры, чтобы хоть как-то контролировать побочные эффекты быстрой индустриализации. Еще в 1949 году было принято постановление губернаторства, направленное на борьбу с загрязнением окружающей среды, а в 1954 году - постановление о контроле уровня шумов. Но по мере роста населения и концентрации обрабатывающей промышленности в Токио проблемы загрязнения окружающей среды становились все более острыми. Увеличивалось загрязнение воздуха, особенно двуокисью серы и частицами пыли, загрязнение воды и оседание земли в низко расположенных восточных районах города.

В конце 60-х годов загрязнение окружающей среды стало крупной социальной проблемой.

Конечно, в Токио не было зарегистрировано катастрофических нарушений экологического баланса, сопоставимых с болезнями Минамата (отравление ртутью, впервые возникшее в префектуре Ниигата), итай-итай (отравление кадмием, отмечавшееся в префектуре Тояма), астмой, имевшей место в Иоккаити, префектура Миэ и т.д. Тем не менее состояние окружающей среды в Токио в конце 60-х - начале 70-х гг. никак нельзя было назвать благополучным.
В результате высокой концентрации в японской столице промышленных предприятий и особенно автомобилей с их вредными выхлопами смог в Токио в первой половине 70-х гг. стал просто невыносимым.
Тогда весь мир обошли фотографии регулировщиков, которые в центре японской столицы были вынуждены во время работы пользоваться противогазами.
Протекающая через центр Токио река Сумида была сильно загрязнена нефтью. Кроме того, на восточном берегу этой реки отмечались беспрецедентные уровни оседания почвы до 20 см в год.
Перелом к лучшему наступил в 1969 г., когда было принято постановление токийского губернаторства о контроле над загрязнением окружающей среды в столице. Ведь это была первая попытка столичных властей повернуть экологические процессы вспять, и она оказалась довольно удачной: позитивные результаты не замедлили сказаться. Промышленным компаниям пришлось в срочном порядке выводить свои заводы из центра Токио. Среднегодовая концентрация двуокиси серы в атмосфере городских кварталов за какие-нибудь шесть лет (1966-1972) сократилась вдвое, с 0,05 до 0,025 промилле.
Однако проблема от этого не исчезла. Наоборот, загрязнение окружающей среды видоизменилось.
Почти каждый год, начиная с 1970 года, пригороды Токио стали задыхаться от фотохимического смога. Это было совершенно новое для Японии явление, так что не сразу разобались в том, почему это происходит. Лишь позже удалось выяснить, что первоначальной причиной фотохимического смога было повышение концентрации в воздухе оксидантов и окислов азота из выхлопов автомобилей, число которых в Токио все время увеличивалось.
Как только стала ясна причина, сразу же стали разрабатываться и меры по ее устранению. При этом японцы прекрасно понимали, что число автомобилей в столице уменьшить невозможно. Напротив, оно скорее будет увеличиваться. Но если нельзя сократить число автомобилей, то вполне можно и даже нужно уменьшить вредность выхлопов. Как только задача стала ясна, были определены и пути ее решения.
На автомобилях стали устанавливать специальные устройства, которые значительно уменьшают или вовсе исключают вредные выхлопы автомобилей. Одновременно была запрещена эксплуатация автомобилей, не имеющих таких устройств. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что в Японии существует взаимовыгодная для продавцов и покупателей система, благодаря которой автомобильные компании помогают автовладельцам уже через несколько лет заменять сравнительно старые автомашины на новые, засчитывая при покупке новой машины стоимость сдаваемой дилеру старой. Благодаря этому в крупнейших городах Японии практически все автомобили выглядят как новые. Да и воздух от подобной операции становится чище.

А теперь пару слов от себя

Одно время в Японии было совсем плохо с воздухом и в том же Токио в 70-х годах появились кислородные бары, где можно было купить кислородный коктейль и восполнить потерю кислорода в организме. За ними последовали автоматы по продаже кислорода. Кинул 100 йен, подышал чистым кислородом 10 минут.
Уже в 80-х годах необходимости в подобных заведениях не стало и бары с автоматами начали исчезать с улиц города.
Чуть позже, в конце 90-х, на волне улучшения качества и продолжительности жизни корпорации выпустили свои портативные генераторы кислорода. Первой и единственной (насчет и первой и единственной могу ошибаться) была компания Panasonic
с домашним устройством - генератор кислорода (модель MS-X1).
Было это в 2003 году. Уже через год аппарат доработали и представили общественности сразу 3 модели
MS-X100, MS-X8000 и MS-X2, который до сих пор можно найти в японском Amazon Oxygen Panasonic MS-X2-W.

Тренд на обогащение воздуха кислородом в 2000-х определился. Какое-то время эти генераторы кислорода продавались, хоть и не стали массовым продуктом (возможно из-за цены в ~$500 за устройство).
Параллельно Panasonic и другие японские корпорации работали над новыми поколениями климатической и воздушной тематики - в 2004 году (если не ошибаюсь), появились первые кондиционеры со встроенным генератором кислорода,а в 2007 - первые очистители воздуха.
В том же 2007 году производство портативных генераторов кислорода в Panasonic прекратили, отдав эту нишу мелким компаниям.
Пара примеров производимых сегодня портативных генераторов кислорода
Atmung 3L
Nozomi OG-101
Ну и посмотрите, что выдает Яндекс по запросу "генератор кислорода".

Кондиционеры
В кондиционерах Panasonic функция обогащения воздуха кислородом (O2air) просуществовала с 2004 по 2007 год. Для наших российских сотрудников остается загадкой решение фабрики убрать технологию O2air из техники. Почитать о ней можете здесь
Отказавшись от самой технологии, Panasonic продолжил выпускать кондиционеры с генерацией кислорода. На Яндекс маркете, к примеру, можно найти и купить модель CS-XE9DKE
В текущем 2010 году лишь у нескольких производителей кондиционеров функция генерации кислорода присутствует в моделях. Например, у китайцев GREE и корейцев LG.

Очистители воздуха
Забота родителей о маленьких детях, близость трассы от окон квартиры, аллергия на запахи и другие проблемы людей сделали очистители воздуха настоящей золотой жилой для производителей "воздушной" техники. Как говорил герой фильма "40-летний девственник", невозможно доказать ,что очиститель воздуха не работает. Поэтому для клиентов он работает всегда.

Прямо сейчас, очистители воздуха - самый трендовый гаджет в Японии. Их продают почти в каждом магазине и по применимости они отличаются радикально. Есть размером с тумбочку (для комнаты), а есть с кружку (для установки в машине или на рабочем месте).
В основе большинства очистителей воздуха стоит угольный фильтр и вентилятор.
Существуют еще модели с увлажнением воздуха и там тоже есть нюансы по самой технологии увлажнения, можно поискать в сети.

Большинство японских очистителей воздуха поставляется с функцией ионизации воздуха (впрочем и кондиционеры тоже). О пользе ионизации до сих пор нет единого мнения. Посмотрите статью в википедии о ионизаторах. Можно сказать только одно точно - ионизация помогает бороться с пылью, запахами и бактериями.
Фактически, большую часть функций очистителя воздуха дублирует кондиционер. Очистители же отличаются от кондиционеров меньшей ценой и простотой установки, эксплутации и очистки фильтров. Panasonic поставляет на сегодня только одну модель воздухоочистителя F-PXC50. Купить его можно за
8 800 рублей.
Про очистители воздуха я писал целый пост еще 3 года назад, когда заморачивался на эту тему. Он все еще актуален, можете
почитать.



На этом экскурс в историю борьбы за кислород заканчиваю. Предлагаю обсудить в комментариях какую часть этой истории можно еще порыть.

Не смог найти:
1. Фото регулировщиков японских улиц в противогазах
2. Фото автоматов по продаже кислорода
3. Историю борьбы за кислород в Токио
UPD.
Нашел книгу об "истории борьбы за кислород" в Японии.
Вышла в России в 1991 гду. Называется "В борьбе с драконом "Когай""
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3598186/
Судя по всему, найти в открытой продаже ее не получится.
Хотя бы текст в сети...

Статьи по теме:
Газета Коммерсант Об устройствах, которые восполняют запасы кислорода