вторник, 3 июля 2012 г.

Что делать, если ты шампунь. Как я нечаянно создал интернет-мем

Эта история о том, как лекция про социальные медиа в Рунете собрала больше 100 000 просмотров. Все началось с презентации Михаила Гейшерика , сделанной на конференции eTarget в марте 2010 года :Взаимодействие с пользователями на поле бренда в социальных медиа (Михаил Гейшерик)
На слайде 19 Михаил рассуждал, что делать в социальных медиа FMCG брендам.
Я взял слайд из этой презентации и решил назвать свою лекцию именно так: "Что делать если ты шампунь". В ноябре 2010 года я прочитал лекцию в офисе Яндекса в рамках уже почившего (аминь) Social Media Club Moscow.

Видео лекции "Что делать если ты шампунь:

Ну прочитал и прочитал. Что такого.
Но тут в дело вмешались алгоритмы Яндекса, Вконтакте, Цукерберг Позвонит и ребята из T&P.

Как развивались события дальше:
1) "Цукерберг Позвонит" выпустил забавный пост "Что делать если ты маркетолог" по мотивам презентации, где высмеял оформление, название и содержание:
http://www.siliconrus.com/2010/12/chto-delat-esli-tyi-marketolog/
Я на миг почувствовал себя звездой.

2) T&P
 Ребята с сайта T&P разместили видео на Youtube и на своем сайте:
http://theoryandpractice.ru/videos/214-chto-delat-esli-ty-shampun

3) Яндекс
В декабре 2011 года (то есть примерно через год после проведения лекции) Яндекс начал выводить в области автоподсказок на ввод слова "что", фразу "что делать если я шампунь".
Запрос стал относительно популярным, собрав больше 150 000 обращений в январе 2012 года.
Да и по сей день, порядка 40 000 человек пытаются понять, что им делать, если они шампунь:












4) Вконтакте
Фраза "что делать, если я шампунь" вызвала бурный восторг у пользователей Вконтакте, особенно у школьников. Это можно заметить, посмотрев статистику демографии на Youtube:
This video is most popular with:
GenderAge
Male13-17
Female13-17
Male18-24
Как именно и почему это произошло я недоумеваю до сих пор. Беглый поиск по Вконтакте выявил:
группу с таким названием 
- скриншоты Яндекса и обсуждение фразы
- полноценные очерки от лица шампуня

5) T&P
В заключение приведу цитату с T&P, которые тоже были поражены популярностью видео. Даже настолько:
Лекция Николая Белоусова о продвижении брендов в социальных медиа стала абсолютным рекордсменом нашего видеораздела: за год ее посмотрели почти 30 000 человек. Редакция T&P обнаружила, что в соответствии с рекомендациями лектора удалось использовать эффективность низкочастотных запросов — если спросить поисковик «что делать, если ты шампунь?», то наше видео будет на первом месте среди 13 миллионов других ответов. И более того — на втором месте по запросу «что делать, если». Но и на этом успехи видео на закончились, в ноябре оно получило образовательную премию «Внимание» в категории лучших видео по бизнесу.

Выводы и комментарии.
Популярность
Если вы спросите, сказались ли эти просмотры на количестве запросов "Николай Белоусов" или подписчиках в ВК или Твиттере, отвечу - нет. Никакой корреляции.
Только в марте мне в личные сообщения Вконтакте написали несколько школьниц, спрашивая "почему шампунь?". Я тогда не придал этому значения, а теперь понял откуда это.
К слову, "почему шампунь" я отвечаю на примерно 3-ей минуте видео.


Вирусный эффект
Автоподсказки Яндекса - отличный инструмент повышения спроса к чему-либо. Понять бы еще как произошло встраивание фразы в подсказки, и уверен, появится целое направление "оптимизации под сервис подсказок Яндекса".


Презентация с этой лекции доступна на Slideshare. К июлю 2012 года ее просмотрели 79 000 раз.